ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА (ШЕСТЕРНИ) ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

     Зубчатое колесо или шестерня - это элемент зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности. Зубчатая пара состоит из 2-х шестерен, соприкасающихся между собой зубьями. Через зубья одна шестерня передает вращение другой. Часто в литературе большую шестерню называют зубчатым колесом.
     Встала задача ремонта зубчатой пары (сателлиты-ведущее колесо).

Шестерни Шестерни Шестерни
Рисунок 1 - Общий вид водила с сателитами и ведущей шестерней

    
     Для того, чтобы приступить к расчетам шестерни, необходимо снять замеры с существующей. Для расчета нужны такие параметры, как число зубьев и модуль. Модуль - это отношение окружного шага к числу π. Число зубьев можно посчитать, а вот методы измерения модуля мне не известны. Поэтому модуль буду вычислять.

m = t / π

Схема измерения
Рисунок 2 - Параметры шестерен, требующие замеров с образца
Шестерни
Рисунок 3 - Ремонтная шестерня

    
     Считаем число зубьев Z и измеряем наружный диаметр d a. Если зуб колеса или шестерни косой, то необходимо еще определить угол наклона зубьев. Для этого потребуется чистый лист бумаги, металлический угольник, транспортир, струбцина, синька.

Транспортир металлический
Рисунок 4 - Транспортир металлический
Угольник металлический слесарный
Рисунок 5 - Угольник металлический слесарный

     Чем тяжелее будет угольник тем лучше.

Синька
Рисунок 6 - Синька
Схема измерения
Рисунок 7 - Схема определения угла наклона зубьев по наружному диаметру

     На край стола или верстака укладывается лист бумаги, сверху накладывается угольник и прижимается струбциной. Колесо или шестерня очищаются от технической грязи. Вершины зубьев красятся равномерно синькой. Чтобы синька долго не засыхала, разводить ее лучше светлыми марками масла. Далее колесо прокатывается вдоль угольника. Зубья оставят следы на бумаге. Затем при помощи транспортира измеряют угол. Не следует путать этот угол с углом настройки на зубофрезерном станке. Там используется угол наклона зубьев по делительному диаметру.

форма расчета модуля ремонтной шестерни
  z

  d a, мм

  α, °

В России используется угол зацепления 20°. В Германии встречается угол зацепления 15°. В Британии встречается угол зацепления 14°30'.


&  βa, °



  m t

  m n

ОТЧЕТ О РАСЧЕТАХ

 




     Необходимо принять модуль из стандартных, ориентируясь на модуль нормальный. ГОСТ 9563-60:
0.05, 0.055, 0.06, 0.07, 0.08, 0.09, 0.1, 0.11, 0.12, 0.14, 0.15, 0.18, 0.2, 0.22, 0.25, 0.28, 0.3, 0.35, 0.4, 0.45, 0.5, 0.55, 0.6, 0.7, 0.8, 0.9, 1, 1.125, 1.25, 1.375, 1.5, 1.75, 2, 2.25, 2.5, 2.75, 3, 3.5, 4, 4.5, 5, 5.5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 55, 60, 70, 80, 90, 100.

для расчета в этой форме необходимо произвести расчет в форме выше

форма уточнения параметров ремонтной шестерни

  m

  x



  β, °

  d, мм

&  d a, мм

ОТЧЕТ О РАСЧЕТАХ

 




     Естественно, данный метод имеет погрешности. Поэтому косозубые шестерни рекомендуется изготовлять сразу парой. Велика вероятность, что угол наклона зубьев будет рассчитан не точно.