Виды грузоподъемных механизмов:
- Подвесной мостовой кран - имеет подвижный мост (одно- или двухбалочный) и подвижную грузовую тележку (или несколько тележек). Находится под путями.
- Опорный мостовой кран - имеет подвижный мост (одно- или двухбалочный) и подвижную грузовую тележку (или несколько тележек). Находится над путями.
- Козловой кран - имеет подвижный мост (одно- или двухбалочный) и подвижную грузовую тележку (или несколько тележек). Передвигается по наземным путям на двух опорах.
- Полукозловой кран - Гибрид мостового и козлового (одна опора от мостового крана, а вторая от козлового).
- Консольный поворотный кран - кран, у которого грузозахватный орган подвешен на консоли или тележке, перемещающейся по консоли, закреплённой на колонне или ферме
- Кран-штабелер - складкской кран, предназначенный для работы со стеллажами.
- Мобильное перегрузочное устройство - облегченный козловой кран на колесах. Перемещается по полу без рельс.
- Лифт - подъемник прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жестким направляющим.
Виды грузоподъемных устройств:
- Тельфер - стационарное или подвижное подвесное устройство с электроприводом. Бывают тросовыми или цепными.
- Лебедка - барабанное тросовое устройство.
- Таль - стационарное подвесное устройство с ручным приводом. Бывают тросовыми или цепными. Для перемещения подвешиваются на грузовые тележки.
Правила проектирования грузоподъемных механизмов:
- материал должен выдерживать нагрузки при температуре от -40°С до +40°С
- материалы сварных конструкций должны соответствовать требованиям РД 24.090.52-90
- желательно использовать стали группы В, в которых гарантируются и механические свойства, и химсостав
- расчетную температуру принимают по наиболее холодной пятидневки года для данной местности
- точность изготовления не ниже требований ГОСТ 27584
- при расчете на устойчивость и дефрмации отверстия под крепеж ослабляющие сечение не учитывают (за исключением особых случаев)
- холодную гибку осуществлять для толщины (стенки) проката не более 10 мм
- электросварные трубы лучше не применять (требуется расчет швов на прочность)
- болты выбирать с учетом характера нагрузки и климатических условий
- для фланцев рекомендуется прокат по ТУ 14-1-1431
- пальцы и оси для шарниров применять из стали 45 или 40Х
- болты применять из стали 20, 35 и 45
- применять следующий сортовой прокат: уголок равнополочный, двутавр и швеллер с уклоном полок, трубы бесшовные, трубы электросварные прямошовные.
- для сварки стали класса С38/23 и стали 20 применять электроды Э42 или Э46, для стали С44/29 и С46/33 - Э46 или Э50, для стали С52/40 - Э50А
- канаты для полиспастов и строп использовать по ГОСТ 7668-80 или ГОСТ 3079-80
- канаты для оттяжек, тяг, вант использовать по ГОСТ 2688-80 или ГОСТ 3077-80
- коробчатые и трубчатые конструкции не должны скапливать влагу
- окрашивать в желтый цвет (символизирует возможную опасность); габариты окрашивать в желто-черные полосы (черный добавляется для контраста)
- вращающиеся части, внутреннюю часть электрических шкафов, аварийные рукоятки, временные ограждения, захватные устройства, средства противопожарной защиты окрашивать в красный (символизирует напосредственную опасность)
- стальные канаты окрашивать не надо
- сигнальные лампы, оповещающие о нарушении процессов должны быть красного цвета
- конструкция грузозахватных средств должна исключать самопроизвольное выпадение груза
- разъемные соединения грузозахватных средств должны иметь фиксирующие устройства (от самопроизвольного разъединения)
- сращивание канатов не допускается
- усилия на рычагах и рукоятках управления не должны превышать 160 Н
- конструкция дистанционной расстроповки должна быть безопасной
- необходимо проводить испытания
- необходимо снабжать изделия биркой
- если требуется, то разрабатывать паспорт и инструкцию по эксплуатации
При монтаже технологического оборудования и металлоконструкций
наравне с подъемными механизмами применяют такелажное оборудование и оснастку:
монтажные мачты, порталы, шевры и стрелы, опоры, стойки, распорки, монтажные балки,
монорельсы, траверсы, полиспасты, блоки, якоря, лебедки, домкраты, канатные элементы.
Принципы расчета такелажной оснастки:
- Определение максимальных расчетных усилий в различных элементах такелажных средств во время подъема и перемещения оборудования и конструкций
- Определение конструктивных размеров этих элементов с учетом максимальных нагрузок и подбор стандартных элементов с учетом по расчетным нагрузкам
Так для траверсы вначале определяют расчетные усилия, потом
побдирают сечение. Усилия можно рассчитать аналитически или графически.
Расчеты на устойчивость выполняются по методу предельных
состояний. Прочность стальных канатов расчитывается по методу коэффициента запаса.
Все грузоподъемные устройства расчитываются с учетом
следующих нагрузок:
- масса поднимаемого груза
- собственная масса
- усилия в оттяжках, расчалках и сбегающих ветвях полиспастов
- нагрузки, возникающие при отклонении от вертикали
- динамические воздействия (закладывается коэффициент 1,1)
- ветровые нагрузки (по СНиП II-6-74)
Все захватные приспособления расчитываются с учетом следующих нагрузок:
- масса поднимаемого груза
- собственная масса
- усилия в оттяжках
- динамические воздействия (закладывается коэффициент 1,1)
При определении усилий в грузоподъемных устройствах и траверсах масса
груза и масса грузоподъемного устройства умножается на коэффициент перегрузки 1,1. в остальных
элементах данный коэффициент не учитывают.
Нормальные ряды грузоподъемности, тонн: 0.05, 0.1, 0.125, 0.16, 0.2, 0.25, 0.32, 0.4, 0.5, 0.63, 0.8, 1, 1.25, 1.6, 2, 2.5, 3.2, 4, 5, 6.3, 8, 10, 12.5, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 320, 400, 500, 630, 800, 1000.