НА ГЛАВНУЮДОПУСКИ

Навигация по странице

выберите основное отклонение отверстия

выберите основное отклонение вала

выберите стандартные допуски IT

IT (international tolerance) - это аббревиатура международного допуска.


Таблица предельных отклонений по ГОСТ 25346-2013, мм

     ГОСТ 25346-2013 отражает общие положения Единой системы допусков и посадок (ЕСДП), термины, ряды допусков и основных отклонений размеров, правила образования полей допусков и посадок, условные обозначения основных отклонений и посадок для гладких элементов деталей, образующих соединения, а так же для свободных размеров деталей.
    Взаимозаменяемость - свойство частей изделия, создающее возможность их нормальной сборки и замены при эксплуатации и ремонте с соблюдением требуемых качеств работ изделия. Для обеспечения взаимозаменяемости в первую очередь нужно выдержать геометрические параметры изделия (размеры). В процессе изготовления действительные размеры детали отличаются от заданных на величину погрешности. Точность - степень приближения действительных размеров к заданным. Размеры бывают свободными и сопряженными.
     ГОСТ 25347-2013 распространяется на гладкие элементы деталей с номинальными размерами до 3150 мм и устанавливает поля допусков для этих элементов. Данный ГОСТ приводит выборочные числовые значения предельных отклонений отверстий и валов. Что соответствует ISO 286-2:2010. Поля допусков отраженные в ГОСТ 25347-2013 являются полями допусков для общего применения. Разнообразие полей допусков в ГОСТ 25346-2013 выше.     Числовые значения предельных отклонений отверстий и валов для размеров свыше 3150 мм до 10000 мм приведены в ГОСТ 25348-82.
    Числовые значения предельных отклонений отверстий и валов изделий из пластмасс для размеров до 3150 мм приведены в ГОСТ 25349-88.
     Система допусков ИСО на линейные размеры распространяется на цилиндры и две параллельные противолежащие плоскости.
     Термины «отверстие» и «вал» применяют для описания как размерного элемента — цилиндра (например, при установлении допуска диаметра отверстия или вала), так и для двух параллельных противолежащих плоскостей (например, при установлении допуска на толщину шпонки или ширину шлицевого паза).

     Отверстие - внутренний размерный элемент детали (включая внутренние размерные элементы, не являющиеся цилиндрическими).
     Вал - наружный размерный элемент детали (включая наружные размерные элементы, не являющиеся цилиндрическими).
     Номинальный размер - размер геометрического элемента идеальной формы, определенной чертежом.
     Предельный размер - предельно допустимый размер размерного элемента.
     Действительный размер - размер полученный в результате измерений.
     Допуск - разность между верхним и нижним предельными размерами. Это абсолютная величина - не имеет знака.
     Квалитет - группа допусков на линейные размеры, характеризующаяся общим обозначением. (обозначается цифрами 01 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18)
    Области ориентировочного применения квалитетов:
    - 4 и 5 применяются сравнительно редко в особо точных соединениях (посадки приборных подшипников, высокоточных зубчатых колес)
    - 6 и 7 применяются для ответственных соединений (посадки подшипников качения нормальной точности, зубчатых колес высокой и средней точности, подшипников скольжения и др.)
    - 8 и 9 применяются для посадок с меньшими требованиями к однородности зазоров или натягов, обеспечивающих среднюю точность сборки и компенсирующих погрешности формы и расположения сопрягаемых деталей
    - 10 применяется для посадок с более грубыми требованиями, чем для 8 и 9 квалитетов
    - 11 и 12 применяются в соединениях с большими зазорами (крышки, фланцы, дистанционные кольца и др.)

     Основное отклонение - предельное отклонение, определяющее расположение интервала допуска относительно номинального размера. (обозначается буквами латинского алфавита)
    Для отверстий: A, B, C, CD, D, E, EF, F, FG, G, H - для образования посадок с зазором.
    Для отверстий: J, JS, K, M, N - для образования переходных посадок.
    Для отверстий: P, R, S, T, U, V, X, Y, Z, ZA, ZB, ZC - для образования посадок с натягом.
    Для валов: a, b, c, cd, d, e, ef, f, fg, g, h - для образования посадок с зазором.
    Для валов: j, js, k, m, n - для образования переходных посадок.
    Для валов: p, r, s, t, u, v, x, y, z, za, zb, zc - для образования посадок с натягом.
    Основные отклонения отверстий и валов являются зеркальным отображением друг друга. Исключения составляют J, K, M, N, P, R, S, j, k, m, n, p, r, s.
     Класс допуска - сочетание основного отклонения и квалитета.
    Предпочтительные классы допуска отверстий: A11, B11, C10, C11, D9, D10, D11, E8, E9, E10, F7, F8, F9, G6, G7, H6, H7, H8, H9, H10, H11, JS6, JS7, JS8, K6, K7, K8, M6, M7, M8, N6, N7, N8, P6, P7, P8, R6, R7, R8, S6, S7, T6, T7, U7, X7.
    Предпочтительные классы допуска валов: a11, b9, b11, c9, c11, d8, d9, d10, e7, e8, e9, f6, f7 ,f8, g5, g6, h5, h6, h7, h8, h9, h10, h11, js5, js6, js7, k5, k6, k7, m5, m6, m7, n5, n6, n7, p5, p6, p7, r5, r6, r7, s5, s6, s7, t5, t6, t7, u6, u7, x6.
     Зазор - разность между размерами отверстия и вала, когда диаметр вала меньше диаметра отверстия. Зазор используют, если при сборке не требуется точная центрация собираемых изделий.
     Натяг - разность размеров отверстия и вала до сборки, когда диаметр вала больше диаметра отверстия. Натяг используют, если при сборке требуется точная центрация собираемых изделий.
     Переходная посадка - посадка, при которой в соединении отверстия и вала возможно получение как зазора, так и натяга.
     Посадка в системе отверстия - посадка, в которой основное отклонение (нижнее предельное отклонение) отверстия равно нулю. Такая посадка предпочтительнее.
     Посадка в системе вала - посадка, в которой основное отклонение (верхнее предельное отклонение) вала равно нулю.

     Пример посадки

Ø32 H7/k6,

где Ø32 – размер элемента изделия (может быть и не диаметр);
      H7 – поле допуска по ЕСДП для отверстия;
      k6 – поле допуска по ЕСДП для вала.

    

Рекомендуемые замены полей допусков по ситеме ОСТ полями допусков по ЕСДП для размеров 1-500 мм
поле допуска вала по ОСТ поле допуска вала по ЕСДП поле допуска отверстия по ОСТ поле допуска отверстия по ЕСДП
С1 вал = B1 h5 С1 отв. = А1 H6
С вал = B h6 С отв. = А H7
С вал = B h7 С отв. = А H8
С3 вал = B3 h8(h9) С3 отв. = А3 H8(H9)
С вал = B h10 С отв. = А H10
С4 вал = B4 h11 С4 отв. = А4 H11
С5 вал = B5 h12 С5 отв. = А5 H12
С7 вал = B7 h14 С7 отв. = А7 H14
С8 вал = B8 h15 С8 отв. = А8 H15
С9 вал = B9 h16 С9 отв. = А9 H16
СМ7 вал js14 СМ7 отв. JS14
СМ8 вал js15 СМ8 отв. JS15
СМ9 вал js16 СМ9 отв. JS16
Г1 вал n5 Г1 отв. N6
Г вал n6 Г отв. N7
Г вал n7 Г отв. N8
Гр вал u7 Гр отв. U7(U8)
Д1 вал g5 Д1 отв. G6
Д вал g6 Д отв. G7
Л1 вал e8 Л1 отв. E8
Л4 вал b11 Л4 отв. B11
Н1 вал k5 Н1 отв. K6
Н вал k6 Н отв. K7
Н вал k7 Н отв. K8
П1 вал j5(js5) П1 отв. J6(JS6)
П вал j6(js6) П отв. J7(JS7)
П вал j7(js7) П отв. J8(JS8)
Пр отв. R7
Пр11 вал r5
Пр1 вал s7
Пр21 вал s5
Пр2 вал u8 Пр2 отв. U8
Т1 вал m5 Т1 отв. M6
Т вал m6 Т отв. M7
Т вал m7 Т отв. M8
Х1 вал f6 Х1 отв. F6
Х вал f7 Х отв. F8
Х вал f8
Х3 вал f9(e9) Х3 отв. F9(E9)
Х4 вал d11 Х4 отв. D11
Х5 вал b12 Х5 отв. B12
Ш вал d8 Ш отв. D8
Ш3 вал d9(d10) Ш3 отв. D9(D10)
Ш4 вал a11 Ш4 отв. A11
ТХ вал c8

форма расчета посадок
номинальный размер   мм


верхнее отклонение отверстия   ES, мм


нижнее отклонение отверстия   EI, мм


верхнее отклонение вала   es, мм


нижнее отклонение вала   ei, мм




поле допуска отверстия   TD, мм


наибольший размер отверстия   Dmax, мм


наименьший размер отверстия   Dmin, мм


поле допуска вала   Td, мм


наибольший размер вала   dmax, мм


наименьший размер вала   dmin, мм


максимальный зазор   Smax, мм


минимальный зазор   Smin, мм


максимальный натяг   Nmax, мм


минимальный натяг   Nmin, мм


ОТЧЕТ О РАСЧЕТАХ

 




 
    Частные посадки в машиностроении

  • Венец шестерни (червячного колеса) - H7/s7
  • Втулка кондукторная - H7/n6
  • Зубчатые колеса неподвижные - H8/h8, H9/h8, H9/h9
  • Зубчатые колеса неподвижные, работающие при больших нагрузках и ударах или вибрациях - H7/k6, H7/n6
  • Зубчатые колеса сменные - H7/h6
  • Кондукторы накладные - H11/h11
  • Крышки уплотняемые кольцами - H11/d11
  • Манжета резиновая армированная для валов - h10/L0, l0/H9
  • Муфты неподвижные - H8/h8, H9/h8, H9/h9
  • Муфты неподвижные, работающие при больших нагрузках и ударах или вибрациях - H7/k6, H7/n6
  • Пальцы установочные - H7/n6
  • Подвижные изделия, перемещающиеся при затягивании резьбы - H7/h6
  • Подшипник при вращающемся вале (основные посадки в машиностроении) - L0/k6, H7/l0
  • Подшипник при вращающемся корпусе (основные посадки в машиностроении) - L0/h6, M7/l0
  • Подшипники скольжения, направление толкателей в ДВС - H7/f7
  • Подшипники скольжения точные - H6/f6
  • Подшипники при высокой частоте вращения (электродвигатели, механизмы передач в ДВС) - H7/e7, H7/e8, H8/e8, H8/e9
  • Подшипники крупные при высокой частоте вращения - H7/d8, H8/d8
  • Подвижные соединения, работающие в условиях пыли и грязи (узлы с/х машин, ж/д вагонов) - H11/d11
  • Поршни паровых машин и компрессоров - H8/d9, H9/d9
  • При пониженных требованиях к соосности - H8/h7
  • Рычаги - H11/d11
  • Тяги - H11/d11
  • Хвостовики пружинных клапанов - H7/h6
  • Фланцевые крышки - H11/h11
  • Центрирование корпусов подшипников качения - H7/h6
  • Шарниры неответственные - H11/h11
  • Шкивы неподвижные - H8/h8, H9/h8, H9/h9
  • Шкивы неподвижные, работающие при больших нагрузках и ударах или вибрациях - H7/k6, H7/n6
  • Шпонка (свободная посадка) - H9/l0 (для вала), D10/l0 (для втулки)
  • Шпонка (нормальная посадка) - N9/l0 (для вала), JS9/l0 (для втулки)
  • Шпонка (плотная посадка) - P9/l0 (для вала), P9/l0 (для втулки)
  • Штифты закаленные - H7/m6
  • Штифты незакаленные - K7/m6, N7/m6, H7/m6, H7/n6, F7/m6, R8/h8, H9/h8, H12/h11
  • Шток во втулке направляющей - H7/h6