Навигация по странице
Для заполнения таблицы выберите отклонения из списка выше
ГОСТ 25346-2013 отражает общие положения Единой системы допусков и посадок
(ЕСДП), термины, ряды допусков и основных отклонений размеров, правила образования полей допусков
и посадок, условные обозначения основных отклонений и посадок для гладких элементов деталей, образующих
соединения, а так же для свободных размеров деталей.
Взаимозаменяемость - свойство частей изделия, создающее возможность их
нормальной сборки и замены при эксплуатации и ремонте с соблюдением требуемых качеств работ изделия.
Для обеспечения взаимозаменяемости в первую очередь нужно выдержать геометрические параметры изделия (размеры).
В процессе изготовления действительные размеры детали отличаются от заданных на величину погрешности.
Точность - степень приближения действительных размеров к заданным. Размеры бывают свободными и сопряженными.
ГОСТ 25347-2013 распространяется на гладкие элементы деталей с
номинальными размерами до 3150 мм и устанавливает поля допусков для этих элементов.
Данный ГОСТ приводит выборочные числовые значения предельных отклонений
отверстий и валов. Что соответствует ISO 286-2:2010. Поля допусков отраженные в ГОСТ 25347-2013
являются полями допусков для общего применения. Разнообразие полей допусков в ГОСТ 25346-2013 выше.
Числовые значения
предельных отклонений отверстий и валов для размеров свыше 3150 мм до 10000 мм
приведены в ГОСТ 25348-82.
Числовые значения
предельных отклонений отверстий и валов изделий из пластмасс для размеров до 3150 мм
приведены в ГОСТ 25349-88.
Система допусков ИСО на линейные размеры распространяется на цилиндры и
две параллельные противолежащие плоскости.
Термины «отверстие» и «вал» применяют для описания как размерного элемента —
цилиндра (например, при установлении допуска диаметра отверстия или вала), так и для двух
параллельных противолежащих плоскостей (например, при установлении допуска на толщину шпонки или
ширину шлицевого паза).
Отверстие - внутренний размерный элемент детали
(включая внутренние размерные элементы, не являющиеся цилиндрическими).
Вал - наружный размерный элемент детали
(включая наружные размерные элементы, не являющиеся цилиндрическими).
Номинальный размер - размер геометрического
элемента идеальной формы, определенной чертежом.
Предельный размер - предельно допустимый
размер размерного элемента.
Действительный размер - размер полученный в
результате измерений.
Допуск - разность между верхним и нижним предельными размерами. Это абсолютная величина - не имеет знака.
Квалитет - группа допусков на линейные размеры,
характеризующаяся общим обозначением. (обозначается цифрами 01 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18)
Области ориентировочного применения квалитетов:
- 4 и 5 применяются сравнительно редко в особо точных соединениях (посадки приборных подшипников, высокоточных зубчатых колес)
- 6 и 7 применяются для ответственных соединений (посадки подшипников качения нормальной точности, зубчатых колес высокой и
средней точности, подшипников скольжения и др.)
- 8 и 9 применяются для посадок с меньшими требованиями к однородности зазоров или натягов, обеспечивающих среднюю точность сборки и
компенсирующих погрешности формы и расположения сопрягаемых деталей
- 10 применяется для посадок с более грубыми требованиями, чем для 8 и 9 квалитетов
- 11 и 12 применяются в соединениях с большими зазорами (крышки, фланцы, дистанционные кольца и др.)
Основное отклонение - предельное отклонение, определяющее
расположение интервала допуска относительно номинального размера. (обозначается буквами латинского алфавита)
Для отверстий: A, B, C, CD, D, E, EF, F, FG, G, H - для образования посадок с зазором.
Для отверстий: J, JS, K, M, N - для образования переходных посадок.
Для отверстий: P, R, S, T, U, V, X, Y, Z, ZA, ZB, ZC - для образования посадок с натягом.
Для валов: a, b, c, cd, d, e, ef, f, fg, g, h - для образования посадок с зазором.
Для валов: j, js, k, m, n - для образования переходных посадок.
Для валов: p, r, s, t, u, v, x, y, z, za, zb, zc - для образования посадок с натягом.
Основные отклонения отверстий и валов являются зеркальным отображением друг друга.
Исключения составляют J, K, M, N, P, R, S, j, k, m, n, p, r, s.
Класс допуска - сочетание основного отклонения и квалитета.
Предпочтительные классы допуска отверстий: A11, B11, C10, C11, D9, D10, D11, E8, E9,
E10, F7, F8, F9, G6, G7, H6, H7, H8, H9, H10, H11, JS6, JS7, JS8, K6, K7, K8, M6, M7, M8, N6, N7, N8, P6,
P7, P8, R6, R7, R8, S6, S7, T6, T7, U7, X7.
Предпочтительные классы допуска валов: a11, b9, b11, c9, c11, d8, d9, d10, e7, e8, e9, f6, f7 ,f8,
g5, g6, h5, h6, h7, h8, h9, h10, h11, js5, js6, js7, k5, k6, k7, m5, m6, m7, n5, n6, n7, p5, p6, p7,
r5, r6, r7, s5, s6, s7, t5, t6, t7, u6, u7, x6.
Зазор - разность между размерами отверстия и вала,
когда диаметр вала меньше диаметра отверстия. Зазор используют, если при сборке не требуется точная
центрация собираемых изделий.
Натяг - разность размеров отверстия и вала до сборки,
когда диаметр вала больше диаметра отверстия. Натяг используют, если при сборке требуется точная
центрация собираемых изделий.
Переходная посадка - посадка, при которой в соединении отверстия
и вала возможно получение как зазора, так и натяга.
Посадка в системе отверстия - посадка, в которой основное
отклонение (нижнее предельное отклонение) отверстия равно нулю. Такая посадка предпочтительнее.
Посадка в системе вала - посадка, в которой основное
отклонение (верхнее предельное отклонение) вала равно нулю.
Пример посадки
Ø32 H7/k6,
где Ø32 – размер элемента изделия (может быть и не диаметр);
H7 – поле допуска по ЕСДП для отверстия;
k6 – поле допуска по ЕСДП для вала.
| поле допуска вала по ОСТ | поле допуска вала по ЕСДП | поле допуска отверстия по ОСТ | поле допуска отверстия по ЕСДП |
|---|---|---|---|
| С1 вал = B1 | h5 | С1 отв. = А1 | H6 |
| С вал = B | h6 | С отв. = А | H7 |
| С2а вал = B2а | h7 | С2а отв. = А2а | H8 |
| С3 вал = B3 | h8(h9) | С3 отв. = А3 | H8(H9) |
| С3а вал = B3а | h10 | С3а отв. = А3а | H10 |
| С4 вал = B4 | h11 | С4 отв. = А4 | H11 |
| С5 вал = B5 | h12 | С5 отв. = А5 | H12 |
| С7 вал = B7 | h14 | С7 отв. = А7 | H14 |
| С8 вал = B8 | h15 | С8 отв. = А8 | H15 |
| С9 вал = B9 | h16 | С9 отв. = А9 | H16 |
| СМ7 вал | js14 | СМ7 отв. | JS14 |
| СМ8 вал | js15 | СМ8 отв. | JS15 |
| СМ9 вал | js16 | СМ9 отв. | JS16 |
| Г1 вал | n5 | Г1 отв. | N6 |
| Г вал | n6 | Г отв. | N7 |
| Г2а вал | n7 | Г2а отв. | N8 |
| Гр вал | u7 | Гр отв. | U7(U8) |
| Д1 вал | g5 | Д1 отв. | G6 |
| Д вал | g6 | Д отв. | G7 |
| Л1 вал | e8 | Л1 отв. | E8 |
| Л4 вал | b11 | Л4 отв. | B11 |
| Н1 вал | k5 | Н1 отв. | K6 |
| Н вал | k6 | Н отв. | K7 |
| Н2а вал | k7 | Н2а отв. | K8 |
| П1 вал | j5(js5) | П1 отв. | J6(JS6) |
| П вал | j6(js6) | П отв. | J7(JS7) |
| П2а вал | j7(js7) | П2а отв. | J8(JS8) |
| Пр отв. | R7 | ||
| Пр11 вал | r5 | ||
| Пр12а вал | s7 | ||
| Пр21 вал | s5 | ||
| Пр22а вал | u8 | Пр22а отв. | U8 |
| Т1 вал | m5 | Т1 отв. | M6 |
| Т вал | m6 | Т отв. | M7 |
| Т2а вал | m7 | Т2а отв. | M8 |
| Х1 вал | f6 | Х1 отв. | F6 |
| Х вал | f7 | Х отв. | F8 |
| Х2а вал | f8 | ||
| Х3 вал | f9(e9) | Х3 отв. | F9(E9) |
| Х4 вал | d11 | Х4 отв. | D11 |
| Х5 вал | b12 | Х5 отв. | B12 |
| Ш вал | d8 | Ш отв. | D8 |
| Ш3 вал | d9(d10) | Ш3 отв. | D9(D10) |
| Ш4 вал | a11 | Ш4 отв. | A11 |
| ТХ вал | c8 |
Частные посадки в машиностроении